22 Февраля 2013

Микрофинансирование малого бизнеса в РФ

Объем рынка микрокредитования в РФ будет расти, и в числе причин - кредиты для малого бизнеса. Эксперты подчеркивают важность роли в процессе микрофинансовых организаций, которая заключается в первой финансовой помощи начинающему бизнесу.

В 2011 году объем рынка микрокредитования составил 35 млрд рублей, сегодня приблизился к отметке в 55 млрд, а по прогнозам участников рынка, через пять лет может превысить сумму в 150 млрд рублей, при этом на малый бизнес придется около 60% всех выданных кредитов. Эксперты объясняют высокие темпы роста низким уровнем насыщения рынка. Так, В 2011 году около 70% составили микрозаймы в малых городах и селах. Около 60% займов было выдано на развитие бизнеса, и 40% - на потребительские нужды, 10% из которых – «займы до зарплаты».

Президент некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка» Михаил Мамута подчеркнул, что кредитование малых и средних предприятий является основой рынка микрокредитования, указав, что российский рынок не является ситуационным, и спрос со стороны предпринимателей неуклонно растет. Мамута отметил и тот факт, что многие российские предприятия работают "полуформально", а потому им недоступен банковский кредит. По словам президента НАУМИР, в секторе микрокредитования бизнеса доминируют два вида игроков: активно развивающийся частный сегмент и система фондов, поддерживаемых государством. Если фонды поддерживают предприятия неторгового сектора экономики, то частники кредитуют всех остальных. Так, средняя ставка по микрокредитам для малого и среднего бизнеса составляет 25%.

Генеральный директор ОАО «Финотдел» Екатерина Сидорова, рассказала, что типичный клиент микрокредитной организации - малое предприятие из сектора торговли или сферы услуг, с оборотом до 3 млн рублей, и средний размер микрозайма, необходимый таким предприятиям дважды в год, составляет 260 000 рублей. Что касается срока погашения кредита - в среднем он составлет 2 года. Большей части представителей малого бизнеса банковский кредит недоступен по причине отсутствия кредитной истории, объектов залога и подтвержденного в достаточной степени оборота. Именно этими факторами обусловлен рост спроса на микрокредиты со стороны МСБ.

Председатель совета директоров группы компаний Adela FRG Евгений Бернштам отметил, что участие в развитии малого бизнеса микрофинансовых организаций способствуют формированию столь важного для экономики среднего класса.

По мнению ведущего аналитика компании «Альпари» Михаила Крылова, микрокредитование в России найдет применение и в городах, несмотря на то, что, как правило, быстрее рынка ипотеки оно распространяется в условиях села. И это не только малый бизнес, но и все виды деятельности, инвестиции в которые дают отдачу больше процентов по кредитам.

Начальник управления по работе с малым и микробизнесом Райффайзенбанка Максим Лукьянович указал, что большинство предпринимателей, которые оценивают свой бизнес как устойчивый, испытывают дефицит средств для развития. В этой связи банки все активнее выступают альтернативой микрофинансовым организациям, предлагая экспресс-кредиты со скорринговой оценкой и повышая размеры кредитов.

По его мнению, лучшей альтернативой микрофинансирования для развития бизнеса являются государственные субсидии – гранты, льготы и т.д., а при достижении срока деятельности от 6 -12 месяцев становятся доступными различные кредитные программы банков.

Рынок микрокредитования в настоящий момент проходит активную фазу развития, и по оценкам аналитиков, будет расти быстрее остальных сегментов рынка. При этом, Лукьянович отмечает, что развитие микрокредитования зависит и от политики государства в области малого бизнеса. Эксперт указал также, что в Европе доля МБС достигает 50-70% от ВВП, в России же этот показатель составляет не более 15-20% , что открывает большую перспективу для развития малого бизнеса в России.

По материалам агентства экономической информации ПРАЙМ


Есть вопрос? Свяжитесь с нами



Мы ответим в течение 15 минут

Все статьи

Полезно

Федеральный закон №223 – содержания, особенности, отличия от фз 44. Изменения законодательства о госзакупках в 2016 и 2017 годах, последняя редакция и рассматриваемые законопроекты.

Электронная подпись — реквизит электронного документа, информация, преобразованная криптографически, которая позволяет подтвердить достоверность подписанного документа и определить автора, подписывающего информацию.

Деньги за 3 часа

Партнеры